Ваш психолог

Моя фотография
Дипломированный психолог, гештальт-терапевт. Автор популярных статей, ведущая программы поддержки молодых матерей. Если вы хотите разобраться в своих отношениях с миром, семьей и самими собой - пишите piligrim@ukr.net , звоните +380677282342 Прием ведется индивидуально, в группах и по skype.

вторник, 23 ноября 2010 г.

Мода на болезнь


Если вам попадется книжка по этикету, изданная не так давно,  каких-то тридцать-сорок лет назад, вы найдете в ней довольно строгое предписание никогда не обсуждать болезни в обществе. Современные правила хорошего тона не столь категоричны. Не рекомендуется говорить о недомоганиях за столом, а уж для кулуарных бесед, кажется, теперь не существует никаких табу.  

Среди сотрудников офисов стало доброй традицией рассказывать по понедельникам о своем  самочувствии и событиях, которые ему предшествовали. Похмельный синдром, венчающий хорошо проведенные выходные или депрессия из-за ссоры с любимыми находят горячий отклик в сердцах благодарных слушателей. Однако не менее частый и мучительный для представителей «сидячих» профессий недуг под названием геморрой нигде не встречает сочувствия.

Болезнь, как средство коммуникации

Мыльные оперы про врачей и пациентов собирают максимальное количество зрителей перед экранами телевизоров. Медицинская колонка Нью-Йорк таймс в свое время послужила толчком для создания страшно популярного сериала о  небритом хромом докторе. Медицинские форумы в сети Интернет всегда будут очень востребованы. Практически в любом неформальном общении рано или поздно зайдет речь о какой-нибудь болезни или больном и не только потому, что борьба врачей за жизнь и здоровье пациента сама по себе драматична и вызывает много эмоций.

Многие согласятся, что обсуждение заболеваний – это необременительное времяпровождение, чтобы занять работающие вхолостую мозги и языки. У каждого что-нибудь когда-нибудь болело. Практически невозможно найти взрослого, который не подвергся бы какой-нибудь более или менее противной врачебной манипуляции. На худой конец, существуют такие состояния, которые, вроде, и болезнью не являются, но имеют какое-то отношение к здоровью. Как приятно бывает заметить склонность к ожирению какой-нибудь поп-звезды, газелеподобной в недавнем прошлом. Если рассмотреть все целлюлитные ямочки на ее бедрах и немедленно поделиться этими наблюдениями с подругами, хорошее настроение обеспечено всем участникам беседы на целый вечер.

Вспомните героев рассказа «Родственные души» О.Генри. Вор, забравшийся ночью в квартиру состоятельного обывателя, направляет на последнего пистолет и требует поднять руки. Жертва преступления говорит, что не может этого сделать из-за острого приступа ревматизма. Грабитель, оказывается, страдает от той же болезни и друзья по несчастью переходят к обсуждению средств, способных облегчить состояние, после чего и вовсе отправляются вместе выпить. Причем на деньги бандита. Общие переживания объединяют людей, даже если эти переживания не слишком приятны.

Еще одной причиной  популярности разговоров о болезнях и симптомах является сама жизнь в современном мире. Общество требует от человека постоянной  демонстрации силы и волевых качеств. Ни для кого не существует привилегий. Никто не вправе рассчитывать на сочувствие. Кроме, разумеется, инвалидов и больных. В женских коллективах еще можно получить подобие поддержки от коллег, если переживаешь разрыв отношений. Мужчины же имеют право жаловаться только на похмелье. Между тем потребность в том, чтобы получить социальные поглаживания, психологическую помощь или просто внимание к чувствам существует у каждого. Но не каждый способен попросить все перечисленное или даже признаться, что в нем нуждается. Вот и возникают на ровном месте у женщин – мигрени, у мужчин – боли в сердце и позвоночнике. И это вовсе не симуляция, боль действительно существует, хотя орган здоров. И как только необходимая порция внимания к симптому получена, боль проходит, чтобы возникнуть вновь, когда  болящему потребуется человеческое отношение. 

Болезнь как  статус

Интересно, что некоторые симптомы и состояния здоровья стали ассоциироваться у людей с определенным социальным положением. Так, например, всем известно, что синдрому хронической усталости (СХУ) подвержены, в основном, менеджеры. Неофициально недуг, который приводит к апатии, пониженному давлению, ухудшению памяти и внимания, так и называется «синдром менеджера».

Сердечнососудистые заболевания – это почти неизбежная плата за высокое руководящее положение. Стрессы и повышенная ответственность на руководящих должностях  ассоциируются с заболеванием сердечной мышцы. И наоборот, теперь заболевания сердца ассоциируются у многих именно с работой директора или топ-менеджера.

Фаворит осеннее-зимнего сезона депрессия, конечно, свидетельствует о тонкой душевной организации и творческом складе ума того, кто ее испытывает. Страдать от депрессии стало модным еще в эпоху Байрона, который, по меткому замечанию Пушкина «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм».  Яд романтизма проник и в нашу эпоху, дополнительно  отравляя существование жителям городов и без того вынужденных жить на грани душевного равновесия. Любое событие, способное затронуть романтические струны в душе, может повлечь за собой нарушение этого равновесия и погрузить чуткого и ранимого человека в болезненное состояние.

Головная боль – это тоже «престижный» симптом. Такая мучительная болезнь, как мигрень, настигает в основном людей честолюбивых, склонных добиваться успеха, перфекционистов. Подобным  людям обычно хочется подражать. Однако расплата за успех иногда бывает чрезмерной. Легендарные личности, такие как  Александр Македонский, Петр Первый, Чайковский и даже Фрейд страдали от периодических приступов невыносимой боли в одной половине головы. К сожалению, мигренью люди болеют намного чаще, чем гениальностью.

В средние века  особенно почетно было страдать болезнью, о которой в 1530 году была сложена целая поэма. Астроном, врач, поэт и просто профессор Падуанского университета Джим Фракасторо написал обширный научный труд в стихах. Речь шла о свинопасе, который бросил вызов богам, утверждая, что земные цари разбираются в животноводстве лучше жителей Олимпа. Аргумент приводился убийственный – на небе лишь два сельскохозяйственных животных: Телец и Овен, а земные стада и числом побольше, и разнообразием посимпатичнее. В награду за дерзость друг животных получил тяжкую болезнь. Звали свинопаса Сифил.
Французская болезнь в то время была чуть ли не доказательством принадлежности к высокому сословию, ведь ею болели и  Карл Пятый, и Генрих Восьмой, и не будем стесняться правды, Папа Римский Юлий Второй!
Знаменитый гуманист Эразм Роттердамский, правда, не разделял восторгов знати и предлагал бороться с эпидемией сифилиса радикально – сжигая больных. Есть версии, что его самого постиг тот же недуг.
Болезнь как наказание

Ни один человек не застрахован от болезней. И все же некоторые недуги считаются «стыдными»  даже в обществе, провозглашающем гуманистические ценности.

 В первую очередь осуждению предаются заболевания, передающиеся половым путем. Именно по этой причине лаборатории, где можно пройти анонимное обследование на различные инфекции зарабатывают больше «неанонимных». А ведь мы еще помним те времена, когда сведения о венерических заболеваниях сотрудников выносились на обсуждения в трудовом коллективе с целью модифицировать моральный облик советского гражданина.

Появление в поликлиниках такого специалиста как дерматолог-венеролог неожиданно привело к тому, что любые кожные высыпания попали в разряд  таких симптомов, которые даже с близкими обсуждать неудобно. Несмотря на то, что большинство заболеваний кожи незаразны.  Косметический дефект, который возникает у людей, болеющих экземой, псориазом или  нейродермитом  приносит много неприятных эмоций дополнительно к физическим страданиям. А уж моральные переживания по поводу того, что недуг какой-то «неправильный» и невозможность поделиться с кем-то своей бедой переносятся болезненнее, чем симптомы заболевания.

Туберкулез не щадит ни взрослых, ни детей, но до сих пор у населения считается болезнью бомжей и заключенных. Паразитарные заболевания рассматриваются обывателями как расплата  за нечистоплотность. Если рассматривать эти недуги с точки зрения исторического развития человеческого общества, то у подобной нетерпимости, конечно, был смысл. Инфекционные и паразитарные болезни довольно заразны и самый разумный способ не заразиться  – это избегать контакта с больным. Но одно дело – избегать физического контакта и совсем другое – осуждать заболевшего и подвергать его остракизму.

Что делать, если вы вдруг заболели болезнью, которую считаете «стыдной»? Во-первых, срочно бежать к врачу, пусть он ставит диагноз и назначает лечение. А во-вторых,  надо обязательно обратиться за психологической помощью. Стыд и вина очень плохо содействуют выздоровлению, а позитивный настрой и поддержка окружающих  наоборот приведет к быстрой победе над болезнью. Лучше всего способны поддержать те, кто уже сталкивался с подобными проблемами. В интернете можно найти форум или сообщество пациентов, страдающих от того же недуга. Там же можно получить информацию о врачах и клиниках, новых лекарствах и схемах лечения, пожаловаться на свое состояние, пожалеть того, кому сейчас хуже, чем вам и порадоваться за тех, кто уже выздоровел.


Как быть, если  кто-то рассказывает о своей болезни? Вероятно, вам очень доверяют. И именно у вас ищут поддержки. Если можете ее оказать – окажите, но не бросайтесь с головой в спасение больного только потому, что вам доверили страшную тайну. Все-таки главные действующие лица любого лечения это врач и пациент.

Болезнь как путь


Врач и психотерапевт Рудигер Дальке в своих книгах «Болезнь как путь» и «Болезнь как язык души» далек от того, чтобы рассматривать недуги в качестве кары. Он говорит о болезнях как о возможности по-настоящему  исцелиться, то есть стать цельной личностью, у которой психическая и телесная жизнь пришли в гармонию. Тело, как навигатор,  подает сигналы, чтобы указать, в какую сторону должно произойти изменение мыслей и поведения человека для достижения такой гармонии. Важно лишь правильно расшифровать эти послания. Ответы самому себе  на вопросы «Чему препятствует симптом?» и «Что он вынуждает делать?» являются ключом к пониманию смысла не только болезни, но и собственной жизни. Иногда так сложно понять, чего хочется на самом деле именно тебе, а не твоим родителям, начальству или обществу. И проявления заболевания – это как раз то, что актуально в настоящий момент именно для тебя.

Согласно этой логике, вегетососудистая дистония, которая проявляется пониженным давлением, слабостью и частыми обмороками – это способ сложить с себя ответственность и манерно прилечь рядом с ней. Основная мысль Дальке, впрочем, не о том, что надо что-то делать с собой, чтобы избежать симптомов. И не о том, что можно воздействовать на симптом с целью изменить свою личность. «Наблюдайте!» – призывают нас.  Уже одно только осознание и признание того, что проблемы существуют и имеют какой-то смысл, может помочь человеку стать исцеленным. Целостность – это не борьба, это соединение тех частей себя, которые не очень хочется в себе признавать, и о которых настойчиво заявляет болезнь. Таким образом, путь к совершенствованию кажется довольно простым  - научиться видеть себя такими, какие мы есть. Но самостоятельно увидеть себя, отказавшись от желания приврать и  приукрасить,  оказывается довольно сложно. Тело бывает гораздо честнее, чем разум и с беспощадностью лучшего друга способно показать то, от чего очень хочется спрятаться. И самая стыдная болезнь касается, скорее, не тела, а души. Она называется гордыня и порожденна страхом признаться себе в собственном несовершенстве.

Для журнала "Доктор Тревел" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий